- Главная
- Свалка ТКО на землях сельхозназначения приводит к уплате нанесённого почвам ущерба как объекту окружающей среды, размер которого превышает десятки миллионов рублей
Свалка ТКО на землях сельхозназначения приводит к уплате нанесённого почвам ущерба как объекту окружающей среды, размер которого превышает десятки миллионов рублей
Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл проводит планомерную работу по борьбе с несанкционированными свалками твердых коммунальных отходов на землях сельскохозяйственного назначения.
В пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, определено, что территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов.
Несанкционированные свалки твердых бытовых отходов захламляя земли сельскохозяйственного назначения наносят существенный ущерб плодородию земель, являются источником воспламенения сухой травы в пожароопасный период.
При выявлении несанкционированной свалки на землях сельскохозяйственного назначения наряду с определением основных агрохимических показателей почв, при проведении агрохимического обследования, делается их эколого-токсикологическая оценка.
Согласно таблице 1 ГОСТ Р 58486-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния, утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 13.08.2019 № 495-ст, тяжелые металлы, остаточные количества пестицидов, нефтепродукты, нитратный азот относятся к показателям, характеризующим санитарное состояние почв сельскохозяйственных угодий, и являются обязательными для контроля при наличии источника загрязнения.
Безопасность почвы земельных участков оценивается по содержанию в почве валовых (мышьяк, ртуть, кадмий, медь, никель, свинец, цинк) и подвижных (кобальт, марганец, медь, никель, свинец, цинк) форм тяжёлых металлов, массовой доли нитратов, бенз(а)пирена и массовой доли нефтепродуктов.
Снижение плодородия почвы в нарушенной части земельного участка устанавливается в соответствии с Критериями существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2011 № 612.
Для определения глубины залегания плодородного слоя почвы на нарушенных земельных участках делается прикопка на контрольном участке.
На основании п. 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, плодородный слой почвы — верхняя гумусированная часть почвенного слоя, обладающая наибольшим плодородием по отношению к более глубоким горизонтам; нарушенные земли — земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Изменение состояния почвенного покрова в результате размещения отвалов из мусора на поверхности почвы отражает негативное антропогенное воздействие на почву, которое влечёт нарушение реализации функций почв и ведёт к невозможности использования данных почв согласно категории и виду разрешенного использования.
В результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельных участках сельхозназначения происходит захламление земель, приводящее к порче (уничтожению) плодородного слоя почвы и снижению природно-хозяйственной ценности земель в месте захламления, с утратой экологических функций почв и их продуцирования (отсутствие устойчивого произрастания травянистой и древесно-кустарниковой растительности), вследствие перекрытия почв компонентами отходов (нарушение воздушной и водной проницаемости почв, ограничение поступления света, уплотнение плодородного слоя).
Согласно положений ст. ст. 7, 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), земли сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением: для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
На основании ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
На основании ч. 1 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании ч.ч.1, 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Расчет суммы ущерба (вреда) производится на основании материалов контрольных (надзорных) мероприятий и п. 10 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее — Методика), утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2010 № 238.
При этом освобождение почвы от отходов производства и потребления и имеющихся в ней загрязняющих химических веществ в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды. На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов (абзац второй пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию